
Когда слышишь про автоматическую горизонтальную упаковку в контексте горнодобывающих предприятий, первое что приходит — это стерильные пищевые цеха. А ведь у нас, в переработке минералов, совсем другие условия: абразивная пыль, вибрации, перепады температур. Многие поставщики до сих пор пытаются адаптировать пищевые модели, но это путь в никуда — мы через это прошли.
В 2021 году на одном из уральских ГОКов попробовали установить итальянскую горизонтальную упаковочную машину, изначально собранную для фармацевтики. Через три месяца клиенты жаловались на заклинивание плёнки — механизм подачи забивался мелкодисперсной рудной пылью. Пришлось полностью переделывать систему защиты приводов.
Здесь важно не просто усилить корпус, а продумать вентиляцию с фильтрами тонкой очистки. Кстати, у китайских производителей в этом плане интересные наработки — например, в Группа Ханьфа для горнодобывающих предприятий используют лабиринтные уплотнения в сочетании с воздушными завесами. Но и это не панацея при -35°C зимой.
Самое сложное — убедить заказчика, что экономия на системе очистки воздуха в упаковочной зоне выльется в простой линии каждые две недели. Мы обычно считаем вместе: один час простоя упаковки — это 3-4 вагона концентрата, которые не отгружены.
Когда Казахстанское месторождение флюорита начало поставлять продукцию в Европу, встал вопрос о соответствии упаковки жёстким стандартам. Нужно было обеспечить герметичность при транспортировке морем — обычные вертикальные упаковщики не давали нужного процента сохранности.
Автоматическая горизонтальная упаковочная машина с системой двойной сварки шва показала себя лучше всего. Но пришлось дорабатывать формуватель рукава — концентрат флюорита имеет специфическую сыпучесть, отличается от стандартных промышленных продуктов.
Интересно, что именно здесь пригодился опыт Афуруика в комплексных решениях для горнодобывающей промышленности. Они предложили не просто машину, а технологическую цепочку: от выгрузки из силоса до паллетирования, с учётом химических свойств материала.
Многие операторы привыкли к полипропилену, а для упаковки, скажем, медного концентрата нужна многослойная плёнка с армированием. Температура сварки должна быть точной — при перегреве армирующий слой деформируется, при недогреве шов расходится при погрузке.
Мы обычно начинаем с тестовых партий: берём 10-15 образцов упаковки, проверяем на разрывной машине. Часто оказывается, что производитель завышает параметры термостойкости плёнки — в реальных условиях на складе при +40°C шов становится хрупким.
Кстати, в документации к горизонтальным упаковочным машинам редко пишут про работу с абразивными материалами. А ведь мельчайшие частицы кварца в концентрате действуют как наждак на направляющие ролики — их приходится менять в 2-3 раза чаще, чем при упаковке удобрений.
Идеальная на бумаге схема ?дозатор — транспортер — упаковщик? на практике даёт сбои из-за вибрации. Весовые клетки чувствительны к микровибрациям от соседнего оборудования, особенно когда упаковочная машина стоит на одном фундаменте с дробилкой.
Приходится либо делать отдельные фундаменты, либо использовать программную компенсацию — но это уже дорогое решение. В Группа Ханьфа как-то предлагали интересный вариант с пневмоопорами, но для действующего производства переделка оказалась слишком сложной.
Самое обидное — когда небольшая неточность взвешивания (в пределах 0,5%) приводит к браку упаковки. Переполненный пакет рвётся в формирователе, недовес — клиенты жалуются. Приходится постоянно балансировать между точностью и производительностью.
Сейчас многие говорят про ?Индустрию 4.0? в упаковке, но в горнодобывающей отрасли до сих пор актуальны базовые вопросы: как уменьшить износ конвейерных лент, как предотвратить налипание влажного материала на формующие трубки.
На мой взгляд, следующей ступенью должна стать не ?умная? упаковка с чипами, а повышение ремонтопригодности в полевых условиях. Чтобы заменить приводной ремень не требовалось вызывать инженера из другого региона — это важнее любых IoT-функций.
Если смотреть на сайт https://www.hanfagroup.ru, видно что они двигаются в правильном направлении — делают упор на сервисное обслуживание и обучение местных специалистов. Для наших реалий это часто важнее, чем технические характеристики самой машины.