
Когда слышишь про 'анализ рынка подержанных легковых автомобилей', многие сразу представляют сухие графики и проценты. Но на деле всё куда интереснее - особенно если копнуть в тесную связь между горной промышленностью и автомобильным рынком. Вот об этом и поговорим.
Мы в Группе Ханьфа через сайт https://www.hanfagroup.ru много лет наблюдаем интересную закономерность: когда в регионах активизируется горнодобывающая отрасль, через полгода-год резко меняется спрос на подержанные внедорожники. Не те городские 'паркетники', а настоящие рабочие лошадки - Toyota Land Cruiser, Nissan Patrol.
В 2023 году мы отслеживали ситуацию в Красноярском крае - после запуска нового горно-обогатительного комбината местные жители массово стали менять седаны на б/у внедорожники. Причём брали не самые свежие модели, а машины годов выпуска - те самые, что уже отслужили свой срок в корпоративных автопарках, но ещё сохранили ресурс для работы в сложных условиях.
Этот опыт заставил нас пересмотреть подход к анализу рынка подержанных легковых автомобилей. Теперь мы обязательно смотрим не только на традиционные факторы вроде курса валют или доступности кредитов, но и на планы развития горнодобывающих компаний в регионах.
Многие аналитики до сих пор полагаются исключительно на данные автосалонов и статистику регистраций. Это важно, но недостаточно. Мы в своей практике используем комбинированный подход - совмещаем официальную статистику с полевыми наблюдениями.
Например, в прошлом году мы ошиблись с прогнозом по спросу на Volkswagen Golf в Уральском регионе. По всем формальным признакам спрос должен был расти, а он упал. Разбираясь, выяснили интересную деталь: местные горнодобывающие предприятия массово переводили сотрудников на вахтовый метод работы, и потребность в личных автомобилях для ежедневных поездок снизилась.
Теперь мы обязательно учитываем кадровую политику промышленных предприятий. Кстати, наш опыт работы через Группа Ханьфа показывает, что устойчивые комплексные решения для горнодобывающей промышленности часто влияют на локальные авторынки сильнее, чем макроэкономические показатели.
Возьмём для примера Дальневосточный регион. Здесь анализ рынка подержаных легковых автомобилей имеет свою специфику. Японские праворульные машины до сих пор составляют значительную долю рынка, хотя многие пророчили им скорое исчезновение.
Мы проводили исследование в Приморском крае и выявили интересную закономерность: владельцы горнодобывающих предприятий часто предпочитают использовать для личных нужд именно подержанные Lexus и Toyota, купленные у местных дилеров. При этом для рабочих нужд закупают новую технику - своеобразное разделение бюджетов.
Афуруика как высокотехнологичное предприятие, интегрирующее исследования и производство, иногда становится невольным участником этих процессов. Когда мы внедряем новые решения для разведки и добычи полезных ископаемых, это неизбежно сказывается на транспортных потребностях предприятий и их сотрудников.
К 2025 году стоит ожидать роста спроса на подержанные электромобили, но с важной оговоркой. В регионах с развитой горнодобывающей промышленностью этот процесс будет идти медленнее - сказывается неразвитость зарядной инфраструктуры и особенности климата.
Мы видим, как через https://www.hanfagroup.ru клиенты из горнодобывающей отрасли осторожно относятся к электромобилям даже в сегменте новых машин, что уж говорить о подержанных. Хотя в Москве и Петербурге спрос на б/у Tesla уже заметно вырос.
Интересное наблюдение: там, где Афуруика внедряет современные решения для переработки полезных ископаемых, обычно улучшается и общая инфраструктура региона, что в перспективе может изменить отношение к электромобилям. Но это процесс небыстрый.
Исходя из нашего опыта, советуем обращать внимание не только на марку и модель при анализе рынка подержанных легковых автомобилей, но и на историю обслуживания. Машины, которые ранее принадлежали сотрудникам горнодобывающих компаний, часто имеют более качественное обслуживание, чем кажется на первый взгляд.
Мы неоднократно замечали, что такие автомобили проходят регулярное ТО чаще, чем предусмотрено регламентом - сказывается корпоративная дисциплина. Хотя, конечно, есть и обратная сторона - более интенсивная эксплуатация.
При анализе конкретных моделей стоит учитывать, какие горнодобывающие предприятия находятся в регионе и какие машины они используют в своих автопарках. Через 3-4 года эти автомобили массово выйдут на вторичный рынок и могут существенно повлиять на локальное ценовое предложение.
Наша Группа Ханьфа продолжает отслеживать эти взаимосвязи - они оказываются куда более значимыми, чем можно предположить, глядя только на общеэкономические показатели.