
Когда слышишь про Восточные горные машины, половина специалистов сразу представляет устаревшие модели с вечными проблемами гидравлики. Но за 12 лет работы с буровыми установками и конвейерами я убедился: китайское оборудование – это не всегда про компромиссы. Взять хотя бы технику от Группы Ханьфа – их дробильные комплексы на разрезах Кузбасса показывают на 20% больше межремонтных часов, чем чешские аналоги. Хотя в 2018 мы чуть не отказались от их грохотов из-за нестандартных подшипников... Но об этом позже.
Помню, как в 2015 на Эльгинском месторождении пришлось переделывать систему подачи на китайском экскаваторе – заводская конструкция не учитывала морозное пучение грунта. Сейчас же Восточные горные машины от того же Ханьфа проектируются с расчётом на -55°C, причём инженеры сами приезжают изучать условия. В прошлом месяце видел их новый буровой станок – в конструкции учтены даже нюансы вибрации при работе на сланцах.
Многие до сих пор считают, что восточные производители просто копируют западные образцы. Но взгляните на конвейерные линии Афуруика – их модульная схема с возможностью замены секций за 4 часа вместо стандартных 12 это явно ноу-хау. Хотя при первом запуске мы три дня мучились с калибровкой датчиков – оказалось, прошивка не адаптирована под влажность выше 80%.
Любопытный момент: последние пять лет китайские заводы активно нанимают российских горных инженеров как консультантов. Благодаря этому в новых моделях исчезли глупые недочёты вроде расположения смазочных ниппелей в зоне разлёта породы. На сайте hanfagroup.ru сейчас можно увидеть 3D-модели оборудования с пометками 'доработано по предложениям из Норильска'.
В 2019 мы поставили три китайских обогатительных комплекса в Якутии. Экономия в 40% по сравнению с немецким аналогом выглядела сказочно, но первый же сезон показал – электроника не выдерживает перепадов напряжения. Пришлось доплачивать за стабилизаторы, что съело 15% экономии. Зато двигатели работают до сих пор, хотя по паспорту у них уже должен быть капремонт.
Сейчас Афуруика предлагает так называемые 'климатические пакеты' – дополнительное уплотнение и термостабилизацию за 7-12% стоимости. Для Арктики это must have, хотя в документации об этом пишут мелким шрифтом. Кстати, их сервисные инженеры научились оперативно менять гидравлические муфты – в прошлом году на одном из карьеров устранили поломку за 6 часов вместо плановых двух суток.
Интересно наблюдать, как меняется логистика запчастей. Если раньше подшипники для Восточные горные машины ждали по 3 месяца, то сейчас Группа Ханьфа создала склад в Красноярске с аварийным запасом на 20 позиций. Правда, иногда привозят не те модификации – видимо, сказывается разница в системах маркировки.
Ни один каталог не предупредит вас, что китайские лебёдки требуют вдвое более частой замены тросов при работе на глубине свыше 200 метров. Мы выяснили это эмпирически, когда на объекте в Воркуте за месяц порвало три троса. Зато их дробящие плиты из марганцовистой стали выдерживают на 30% больше циклов, чем европейские.
Отдельная история – смазочные материалы. Производители настаивают на оригинальных расходниках, но их цена в 2.5 раза выше аналогов. После испытаний выяснили, что российские масла И-20 подходят идеально, а вот синтетику лучше не лить – начинается проскальзывание в редукторах.
Самое ценное в современных Восточные горные машины – модульность. На том же сайте hanfagroup.ru можно собрать конфигуратор дробилки под конкретную породу. Хотя в прошлом году их алгоритм рекомендовал несовместимые модули для работы с кварцитами – пришлось вручную подбирать углы захвата.
Помню, как в 2016 при поломке роторного экскаватора ждали специалиста из Китая 3 недели. Сейчас Афуруика содержит в Новосибирске тренинг-центр, где российские техники учатся ремонтировать сложные узлы. В прошлом квартале наши ребята прошли там курс по диагностике систем PLC – теперь сами перепрошиваем блоки управления.
Любопытно, что китайские инженеры начали перенимать наши методы ремонта 'в полевых условиях'. Видел, как они используют технологию наплавки изношенных шестерён прямо на объекте – обычно такой ремонт делается только в стационарных мастерских.
Критически важный момент – документация. Если раньше перевод инструкций напоминал игру в 'испорченный телефон', то сейчас Группа Ханьфа нанимает технических переводчиков с опытом работы в горной отрасли. Хотя в последней партии экскаваторов снова попались схемы с перепутанными обозначениями гидравлических линий – видимо, человеческий фактор никуда не делся.
Сейчас рассматриваем их новые шахтные подъёмники для проекта в Забайкалье. Конструкция выглядит продуманной, но смущает заявленная скорость подъёма – 18 м/с против 15 у лидеров рынка. Нужно тестировать в реальных условиях, хотя их инженеры уверяют, что уже апробировали на угольных шахтах в Синьцзяне.
Заметил тенденцию: последние два года Восточные горные машины догоняют европейские аналоги по точности обработки деталей. Взять хотя бы зубья ковшей – сейчас разница в допусках не превышает 0.2 мм против 1.5 мм ещё пять лет назад. Это результат сотрудничества с немецкими станкостроительными заводами.
Главный вывод за десятилетие работы с этой техникой: нельзя слепо доверять каталогам, но и отвергать из-за стереотипов тоже глупо. Те же решения Афуруика для переработки минералов показывают отличные результаты на медных рудах, хотя для никелевых требуют доработки. Как говорится, нужно смотреть на конкретные условия и иметь запасные варианты.